Форум » Мифология » Скандинавы » Ответить

Скандинавы

Xar Van Horn: Песня о богах и героях, условно объединяемые названием "Старшая Эдда" сохранились в рукописи, которая датируется второй половиной XIII века. Неизвестно, была ли эта рукопись первой либо у нее были какие-то предшественники. Существуют, кроме того, некоторые другие записи песен, также причисляемых к эддическим. Неизвестна и история самих песен, и на этот счет выдвигались самые различные точки зрения и противоречащие одна другой теории. Диапазон в датировке песен нередко достигает нескольких столетий. Не все песни возникли в Исландии: среди них имеются песни, восходящие к южногерманским прототипам; в "Эдде" встречаются мотивы и персонажи, знакомые по англосаксонскому эпосу; немало было, видимо, принесено из других скандинавских стран. Ясно одно: песни о богах и героях были популярны в Исландии в XIII веке, Можно полагать, что, во крайней мере, часть их возникла намного раньше, еще в бесписьменный период. Перед нами - эпос, но эпос очень своеобразный. Это своеобразие не может не броситься в глаза при чтении "Старшей Эдды" после "Беовульфа". Вместо пространной, неторопливо текущей эпопеи здесь перед нами - динамичная и сжатая песнь, в немногих словах или строфах излагающая судьбы героев или богов, их речи и поступки. Эддические песни не составляют связного единства, и ясно, что до нас дошла лишь часть их. Отдельные песни кажутся версиями одного произведения; так, в песнях о Хельги, об Атли, Сигурде и Гудрун один и тот же сюжет трактуется по-разному. "Речи Атли" иногда истолковывают как позднейшую расширенную переработку более древней "Песни об Атли". В целом же все эддические песни подразделяются на песни о богах и песни о героях. Песни о богах содержат богатейший материал по мифологии, это наш важнейший источник для познания скандинавского язычества (правда, в очень поздней, так сказать, "посмертной" его версии). Художественное и культурно-историческое значение "Старшей Эдды" огромно. Она занимает одно из почетных мест в мировой литературе. Образы эддических песен наряду с образами саг поддерживали исландцев на всем протяжении их нелегкой истории, в особенности в тот период, когда этот маленький народ, лишенный национальной независимости, был почти обречен на вымирание и в результате чужеземной эксплуатации, и от голода и эпидемий. Память о героическом и легендарном прошлом давала исландцам силы продержаться и не погибнуть. ИМХО!

Ответов - 7

Beldam: Что именно из скандинавов. Знаете ли, понятие растяжимое. Например мифология у них настолько многогранна, что в одной теме и не понятно прям с чего начинать. Может сначала определить уровень знаний среднего участника? Например давайте примем за базис такие популярные вещи, как две эдды и позднюю песнь о нибелунгах, которая отразила предания о Сиггурде на христианский манер. У кого сколько материала?

Xar Van Horn: Высокий говорит: "Его называют Всеотец, но в древнем Асгарде было у него двенадцать имен: первое имя Всеотец, второе - Херран, или Херьян, третье - Никар, или Хникар, четвертое - Никуц, или Хникуд, пятое - Фьёльнир, шестое - Секи, седьмое - Оми, восьмое - Бивлиди, или Бивлинди, девятое - Свидар, десятое - Свидрир, одиннадцатое - Видрир , двенадцатое - Яльг, или Яльк".

Xar Van Horn: Предлагаю начатьс сотворения мира. В начале была только мировая бездна Гинунгагап, заполненная мраком и пустотой. В этой бездне родился двуполый великан Имир, давший начало миру. Боги рассекли его тело на части и создали из них землю, воду и небо. Затем трое великих богов - Один, Лодур и Хёнир - подняли со дна мирового океана сушу, обустроили ее и вдохнули жизнь в первых людей. Так было положено начало существующему порядку вещей. Главные боги скандинавского пантеона - Один, Тор, Фрейр, Локи, Хеймдалль, Тюр, Ньерд отличаются разнообразными функциями и характерами. Богини - Фригг, Фрейя, Идунн, Сив также обладают индивидуальными чертами. Например, Сив отличается золотыми волосами, выкованными для нее карликами-цвергами. С каждым из божеств связан целый цикл мифов. Наибольшее внимание воинственных викингов привлекали сказания о борьбе бога-богатыря Тора с чудовищами-ётунами, живущими в демонической стране Ётунхейме. Тор изображается рыжебородым воителем, вооруженным молотом Мьёлльниром. Он ездит на повозке, запряженной двумя необыкновенными козлами - Тангниостром и Тангрисниром. Каждый вечер Тор убивает своих козлов и жарит их мясо себе на ужин, а утром возвращает их к жизни и продолжает свой путь. А кости не выбрасывает, что б их снова оживить.


Beldam: Так и потянкло добавить, что они "отличаються" умом и сообразительностью. А вот сотворение, как Вы предложили, вешь занятная. Например если посмотреть как делили тушку Имира. Между делом следует заметить, что цверги - дверги - светлые и темные, появились из червей, питавшихся плотью Имира. Первый великан-етунг появился в процессе жаркой ночи между разными ногами великана (да, да гермафродитизм был у скандинавов признаком божественного) уж не говоря о морях, фозникших из его крови. О творении людей тоже разговор отдельный. Как вы думаете из чего нас сделали, горемычных? Из деревянных чурбаков, должно заметить, и мужчин, и женщин одновременно (ату вас мальчики). Причем душу вселил в нас именно Хёнир и именно он задал существующие уклады общества (тоговременны, естественно). Не следует также умалять роль символов. Перед разделением Мидгарда, Асгарда и Хельмгарда (кажеться так, давно не читала Эдду) боги играли в золотые тавлеи. Преинтереснейший символ, а позднее элемент скальдики. Далее, как мне кажеться следует рассказать про Одина, пророчества Вёльвы и обретении одином могущества (идея жертвоприношения). Магические спутники-животные тоже важны. Были они не только у Тора, надо заметить.

Эль: Один - Альфэдр, первый из асов, обычное его обличие - одноглазый старик в широкополой шляпе. Его зовут Харбард - Длинная Борода. Он отец многих богов, участник Творения Мира и людей. Один есть не только бог-творец, но и бог-разрушитель.

Xar Van Horn: а за что он глаз отдал знаете?

Эль: Одину, чтобы напиться из источника мудрости Мимир, пришлось оставить в залог собственный глаз



полная версия страницы